Спиноза о человеке и свободе
 
 
Возможна ли свобода и свобода человека?
Человек - один из конечных модусов, в котором проявляются два атрибута субстанции, и мыслящее, и телесное существо.
Спиноза выдвинул концепцию психофизического параллелизма: связь идей в мышлении та же самая, какова связь вещей в мире.
1) В рамках мировоззренческого монизма это означает, что мышление человека не может противоречить всей связи в природе, потому что человек - часть природы. Диоген Аполлонийский - только монистическая картина мира исключает агностицизм; дуализм обычно связан с агностицизмом. Продукты человеческой головы - мысли - не могут противоречить природе.
2) Трактовка самого человека. Когда Спиноза пытается осмыслить духовную жизнь человека, он подчеркивает, что в человеке нет таких вещей, как разумение, воля, способность желания. Есть дискретные идеи мыслей, которые имеют своей причиной определенные состояния человека, в том числе как телесного существа, и другие модусы, но человек не видит, что они есть следствия. Человек придумывает причины - мысль рождена волей. Нет носителя, ответственного за проявление этих мыслей.
 
Говорить о свободе воли нельзя, потому что воли нет. Можно и должно ставить вопрос о свободе человека как модуса субстанции. Поскольку человек оказывается зависим от воздействий, которые оказывают другие модусы извне, он оказывается под влиянием страстей, определенной направленности на какие-то объекты. Когда разумная деятельность (разума тоже нет) контролирует страсти, все нормально; иначе - раб страстей.
Понятие свободы вводится в связи с понятием субстанции. Свобода имеет место тогда, когда субстанция сама определяет себя к действию. Нет зависимости от других и в существовании, и в действии. Такой свободой обладает только субстанция. К характеристикам свободы относятся две важнейшие характеристики:
 
отсутствие внешней зависимости
способность к самоопределению в действии.
 
Человек - конечный модус, он зависит от других в своем существовании. Человек свободен только когда он способен самоопределяться к деятельности, а не когда он управляем внешними воздействиями. Свободен только тогда, когда поставил страсти под контроль. Только познав, что все осуществляется с необходимостью; что необходимость определит нам, то и будем иметь. Концепция аналогична стоической. Опираясь на спинозовскую позицию, Гегель сказал: «свобода есть осознанная необходимость». Рабское понимание свободы.
 
Спиноза не противопоставляет свободу необходимости, противопоставляя ее принуждению. Человек может действовать в соответствии с необходимостью, познав ее и осознанно. Познание необходимости - очень важное достижение Спинозы и Гоббса. Не достает признания возможности преобразования действительности в соответствии со своими целями. Но это невозможно, так как картина мира фаталистическая, связана с механистической картиной мира в научном понимании.
Безуспешную попытку преодоления фатализма предпринял Лейбниц, признав объективную случайность. У Спинозы случайность есть синоним незнания причины, случайность всегда субъективна.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Написал две книги: «Противоядие против атеизма» и «Бессмертие души». Философия, ориентированная на научное мировоззрение, в Англии родилась как эмпиристическое предприятие. Гоббс был последователем Бэкона. Мор занимал позицию рационализма в вопросе об источнике знаний.
Главное произведение - «Истинная разумная система вселенной». В вопросе об источнике знаний направлено против сенсуализма. Концепция врожденного знания. Кедворт подчеркивает значимость чувственных восприятий - это своеобразный язык, которым природа разговаривает с человеком. Надо понять смысл. Для этого нужны понятия.
Гленвиль не рационалист, опирается на эмпирицизм. Английская традиция берет свое. Эмпирицизм использует для обоснования того, что научное познание ограничено. Признает вслед за Бэконом, что в науке главное индуктивный метод. Гленвиль утверждает, не без оснований, что индуктивный метод не дает нам достоверного знания - мы не можем получить достоверных обобщений, только относительное знание.