РЕКЛАМА
 
Основные характеристики средневековой философии
 
Равноценность идеалистической и материалистической традиций рационального познания реальности привела в действие центробежные силы общественного развития. Центробежные силы, вместо того, чтобы структурировать системное знание, усилили дифференциацию и хаотичность поведения греческих и римских граждан. Попытками выхода из хаоса равнозначности можно назвать теоцентризм средневековья, на основе которого вновь гармонизировались представления о реальности.
В конце IV в. н. э.  Римская империя разделилась на две части, в каждой из которых христианство стало доминирующей религией. Это не могло не сказаться на картине мира. Возникла необходимость гармонизировать античный рационализм и религиозную картину мира, основанную на христианской догматике.
Попытка гармонизации разновариантных моделей мира в средневековой философии происходила на основе идеи Бога. Если греческая философия понимала божественное как некое целое, которое включает в себя множество сил, проявлений космоса в целом, то для христианства Бог един, уникален и всемогущ. Христианство предполагало монотеизм. Если греческая культура обожествляла весь космос, то христианство рассматривало его как символ Бога. Поэтому христианская культура сосредоточилась на рациональном познании не символа Бога, а самого Бога и пренебрегало телесным.
Греческая мысль космоцентрична. Что это значит? Человек и космос не противопоставляются, а соотносятся друг с другом, ибо космос понимался как живой и подобный и человеку, и Богу. Христианство начало рассматривать человека как существо, созданное Богом по своему образу и подобию. Бог встал на вершину реальности, природа (материя) была положена в основании мира как творение Бога, а человек занял неопределенную позицию между Землей и Богом.
Греческая философия обесценивала веру, верования, тем, что рассматривала их с рациональной точки зрения. Вера относилась к вещам чувственным, а потому была признана формой мнения и ценилась греками ниже разума. Христианство открыло новый горизонт. Этим горизонтом был горизонт веры. Вера означает готовность применять истину без доказательств. Идея превосходства веры над разумом выразились Августином в тезисе: «Верую, чтобы понимать». Разум понимался теперь только как инструментарий, помогающий не верить в Бога, но обосновывающий рациональность такого подхода к реальности (неизбежность и закономерность самой Веры).
 
Средневековая картина мира теоцентрична, т. е. в ее основе лежит представление о том, что в центре мира находится бог. Он породил этот мир. Мир, в котором существует порядок и гармония. Человек обладает разумом, даром бога. Он может использовать свой разум, но мир непостижим до конца человеческим разумом. Он не постижим также как и непостижим бог и потому тщетны устремления человека, но упования его на милость божью будут вознаграждены, потому что человек дитя, которое учиться у своего Отца.
Отсюда общая установка мышления, которое опирается на принцип теоцентризма, но признает ряд достижений античного рационализма. Обоснование знания бывает трех видов, причем они соподчинены по важности.
Догма веры (авторитет Библии)
Учение древних (авторитет ученых, мудрецов)
Логическая аргументация (Рациональное обоснование, метод дедукции Аристотеля)