Соотношение необходимости и возможность свободы Гегеля
 
 
Гегель затрагивает круг вопросов, связанных с соотношением необходимости и свободы. Вслед за Гоббсом, Спинозой, Шеллингом подчеркивает, что противопоставлять необходимость и свободу нет оснований. Несвобода - там, где необходимость действует вслепую, там, где не постигается в понятиях. Есть сфера явлений, где нет деятельности вслепую - это целесообразная деятельность. Цель заранее определяет направление нашей деятельности. Мы действуем не вслепую, наша деятельность «зряча». В целесообразной деятельности человек реализует единство свободы и необходимости.
Вторая триада, конкретизирующая понятие действительности, трактует необходимость как отношение. Сначала Гегель касается отношений субстанциальности и акцидентальности, затем рассматривает причинное отношение, а затем - взаимодействие.
В понятии субстанции апеллирует к Спинозе. Спиноза разработал содержательную сторону понимания этого понятия. Оно выступает как нечто непосредственное, то, что не затронуто опосредованием - у Спинозы. Опосредование субстанции  происходит через причинное отношение, субстанция - причина, производящая действие.
Взаимодействие - причинное отношение двух субстанций, причинное отношение в полном развитии. Во взаимодействии участвуют две стороны. Если их брать как момент чего-то третьего, единого, то этим единым будет понятие.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель о субъективном понятии
В первом разделе развивается учение о субъективном понятии. Три вопроса - понятие как таковое, суждение, умозаключение. Внимание Гегеля сосредотачивается на том, что является содержанием формальной логики. Единство всеобщности, особенности и единичности. Это дает возможность перейти к учению о суждении.
Онтология Гегеля
Первый раздел соответствует учению о бытии, второй - учению о сущности, третий - преодоление внешности и непосредственности, в которые понятие было погружено, когда рассматривалось как объект (в химизме).
Философия природы Гегеля
Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис - опосредованная идея, познание. Первая цель познания - стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность - осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную