Теоцентризм Августина
 
Бог становится главным кубиком в фундаменте мировоззрения в Средневековье, поэтому именно о боге, о его сущности и деятельности рассуждают философы. В V веке наиболее известным философом-теологом, внесшим огромный вклад в формирование христианского учения, был Августин Блаженный (настоящее имя – Аврелий), который позднее был признан одним их четырех Отцов церкви. По гражданству Аврелий был римлян, его отец – известный и уважаемый патриций, а мать – христианка. Христианская община в Риме существовала всегда, но находилась в «подполье», подвергалась преследованиям.
В молодые годы Аврелий вел разгульную жизнь «золотой молодежи»: играл в кости, пьянствовал, увлекался женщинами. И вот, однажды он сильно проигрался, оплатить долги ему было нечем, и он обокрал своего отца. После этого Аврелию пришлось уйти из дома. Через 12 лет скитаний и странствий «блудный сын» (см. картину Рембранта «Возвращение блудного сына») вернулся домой, раскаявшись в содеянном. По возвращении Аврелий написал свою Исповедь, диалог с господом Богом (исторически это было первое литературное произведение в таком жанре, позже свои исповеди напишут Жан-Жак Руссо (XVIII в.) и Л.Н. Толстой (XIX в.)).
Затем мать привела Аврелия в Христианскую общину, где известный в то время проповедник Амвросий крестил его. С этого момента Аврелий полностью посвятил себя религии, получил сан Епископа и был отправлен в Карфаген, где честно служил до конца дней своих. Умер Августин в 430 г., когда вандалы осаждали его епископальный город.
Самыми известными трудами Августина Блаженного являются:
I. Трактат «О граде земном» – бичевание пороков римской Империи и светского общества, суетные дела названы греховными;
II. Трактат «О граде небесном» – футурологический проект общества, согласно которому людей должно объединять духовное родство, основанное на религии, вере в бога (концепция «воцерковленного общества»).  
В своих работах Аврелий поставил ключевые вопросы теологии:
I. О сущности бога (см. «Исповедь»). Ссылаясь на Ветхий завет, в котором сказано, что бог создал человека по образу и подобию своему, Аврелий утверждает, что, если у нас есть представления о «копии», то можно судить и об «оригинале», но говорить об оригинале следует в превосходной степени. Таким образом, Бог – это то, что есть в копии, но в пределе, т.е. Бог есть предел существования человека и предел всякого качества, присущего человеку – «идеализация» человека. Приведем примеры рассуждений Аврелия:
Человек всегда находится в определенном месте в определенное время. В пределе места и моменты времени сливаются, а значит, существование Бога не ограниченно местом и временем – он вездесущ.
Существование человека ограничено его телом, у человека есть внешний облик, характеризующийся рядом признаком – Бог бестелесен, но может принимать любой облик.
Существование человека временно, т.е. имеет начало и конец – Бог вечен.
Человек хочет и стремится быть могущественным – Бог всемогущ; человек ограничен в познании – Бог всеведущ; человеку присущи как добродетель, так и порок – Бог есть всеблагое существо, Бог есть любовь.
 
II. Теодицея (греч. theos – Бог, dike – право, справедливость, оправдание, толкование) – философско-богословская доктрина, стремящаяся оправдать бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. В оправдание бога Аврелий утверждал, что зло исходит не от него, а от самого человека, поскольку он несовершенен. Будучи всемогущим, бог, однако, не лишил человека возможности совершать зло, поскольку наделил его свободой выбора и принятия решений. А не наделить человека свободой бог не мог, т.к. сам является абсолютом свободы, и человек как «копия бога» тоже должен обладать этим качеством:
 
Однако в средние века была распространена и идея равенства божественного и темного начал в человеке – манихейство (проповедовали манихеи), – которая противоречила взглядам Аврелия, считавшего, что все «начала» в человеке от Бога.
 
III. Парадокс существования: прошлого уже нет, будущего еще нет, а значит, настоящего тоже нет, поскольку оно – всего лишь неуловимый переход будущего в прошлое.
 
IV. Парадокс одновременности прошлого и будущего. Куда уходит прошлое? Оно исчезает в «никуда», но продолжает существовать в памяти. Откуда приходит будущее? Оно приходит из «ниоткуда», но это ниоткуда должно быть хоть сколько-то определенным, поскольку видят же будущее пророки, существует же дар предвидения, интуиция (изучением этих явлений занимается футурология, прогностика)?! Таким образом, и прошлое, и будущее уже или еще существуют, пересекаясь, но наше сознание «скользит вдоль бытия», в котором они распределены.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Рождению античной философии предшествовал переход от родового общества к гражданскому обществу. Произошли коренные изменения, люди переходят от потребления к производству; также наблюдается переход от качевного образа жизни к оседлому, возникают города (с начало как крепости) где развиваются торговля и ремёсла.
Фалес ((640-560 (570) г. до н.э.) в списке семи мудрецов др.Греции  Согласно традиции, высказывание Фалеса заключалось в том, что „вода есть наилучшее".) - математик, астроном сумел предсказать солнечное затмение, учился в Египте, который был очень развит в отличии от Греции, которая только начинала развиваться. Предсказал сильную засуху (пшеница, но деньги раздал).
Гераклит Эфесский- царского рода, его семья правила, а Гераклит отказался от власти и посвятил себя философии.Гераклит в основе мира видел огонь как символ тепла, дающего жизнь, и как нечто неуловимое, изменчивое. Этот подход отражал общее болезненное восприятие изменчивости, присуще  древнему человеку.