Томас Гоббс философия
 
 
Томас Гоббс (1588 - 1669)
Англичанин, сын сельского священника и крестьянки, окончил один из колледжей Оксфордского университета, не раз был на континенте, знаком с Галилеем, Гассенди, Декартом. Эмигрировал в Париж вместе с роялистами в 1642 году, в 1651 году возвратился в Англию. После смерти Кромвеля большие неприятности. Главная книга «Левиафан» была запрещена и внесена в Индекс.
Главная цель - построение социально-философской концепции, онтология и гносеология - всего лишь средства.
Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.
Демонстрирует позицию эмпирицизма в сенсуалистическом варианте. Все «порождено первоначально в органах ощущения».
Пытается дополнить эту позицию признанием значимости теоретического знания. (Гоббс был секретарем Фрэнсиса Бэкона.) Теоретические положения обладают достоинствами всеобщности и необходимости. Ни в каком опыте невозможно почерпнуть достоинство всеобщности и необходимости теоретических положений. Отсюда и рационализм Гоббса. Придает, в отличие от Бэкона, большое значение математике. Влияние оказывает эмпирицизм.
Математическое знание пытается увязать не с чувственным опытом, а со словами человеческого языка. Общее - всего лишь языковой знак (номинализм оккамовского типа, Гоббс хорошо знал Оккама), поэтому реально существуют только единичные вещи, а общее - в уме человека. Соответственно, слова, означающие общее, означают мысли человека, а не реалии. Связь имен с вещами условна, слова произвольны и субъективны, слова - метки вещей. Не могут быть средством общения людей. Они стали средством общения людей, когда они приобрели значение имен-знаков в результате соглашения между людьми о закреплении их значений. Номиналистский конвенционализм (термин 19 века).
Имена-знаки означают мысли, имеющие общее содержание; опираясь на имена-знаки, можно мыслить рационально, только в рамках соглашения между людьми. Никакой объективности за этим нет. Язык есть творчество самого человека, Гоббс отрицает идею богоданности языка. Как и в случае Оккама в 14 веке, номиналистическая позиция служит для критики схоластики.
Трактовка математики. Гоббс отрицает декартовское положение о врожденности знаний и отрицает декартовскую интеллектуальную интуицию. Есть и должна быть дефиниция. Понятиям нужно давать четкие, ясные определения, они и являются основой теоретического знания.
Номинализм Гоббса связан с его материализмом в определенных вопросах.
Вопреки Декарту, из декартовского cogito ergo sum Гоббс заключает о существовании телесной субстанции.
На Декарта посыпалась масса возражений, Гоббс тоже написал свое.
Мышление человека сомневается, а не человек как телесное существо. Следовательно, доказательство мышления, а не движения.
Гоббс: нет мыслящей субстанции как субстанции, нет души, все психические свойства - проявления функций тела.
«Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма. Отсюда следует гигантская роль анализа. Синтетический метод Гоббс привлекает, но гораздо меньше, только при разработке философских проблем.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Отвергает возрожденное Декартом онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что доказательство должно исходить из ясного понятия, а понятие Бога - самое темное понятие. Никакого доказательства Декарт не дал. Но сам Гоббс стоит на позиции деизма. Бог есть первопричина мира, но о Боге можно говорить, что он существует. Каков он, знать не дано. Бог находится в вечном движении и телесен, но его телесность более тонкая, чем телесность объектов.
Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы.
Написал две книги: «Противоядие против атеизма» и «Бессмертие души».
Философия, ориентированная на научное мировоззрение, в Англии родилась как эмпиристическое предприятие. Гоббс был последователем Бэкона.
Мор занимал позицию рационализма в вопросе об источнике знаний.