Философия тождества Шеллинга
 
 
Философия тождества. Суть проста: все противоположности и различия, прежде всего субъекта и объекта, слиты воедино в абсолюте, так что они исчезают в нем как противоположности. Абсолют -- абсолютное тождество.
Абсолют -- не дух и не природа, а безразличие -- противоположности слиты, безразличное единство того и другого, как безразличие двух полюсов магнита в средней точке. Содержит возможность всех определений.
Вселенная -- развернутость Абсолюта (Николай Кузанский).
Абсолют не только рождает Вселенную, он творит Вселенную как художник.
Проблема -- вопрос о том, как нарушается безразличие противоположностей в Абсолюте. Как это равновесие нарушается и из Абсолюта развивается Вселенная? Шеллинг не может рационально решить этот вопрос. Прибегает к иррациональным средствам. Он различает в Абсолюте Бога и то, что в самом Боге не есть Бог -- это безосновная основа, неопределимая основа существования самого Бога. Из  этой бездны иррациональным образом возникает первоволя, решением которой является расчленение тождества и начало развития мира.
У человека есть особый иррациональный опыт религиозной веры -- это мифология и откровение. Волей создан мир, нет рациональных оснований его появления. Иррациональная тенденция у Шеллинга -- начальный пункт иррациональной тенденции в современной философии.
С иррациональностью первоволи он связывает зло. Зло -- в отделенности от Бога. Человек хочет быть самостоятельным, независимым от Бога. В этом истоки зла
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Категории Фихте
Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть - примитивное решение.
Кант, Шеллинга и Фихте сравнение философии
Шеллинг сказал, что субъективно-идеалистическая позиция Фихте должна быть преодолена, чтобы адекватно выразить интерсубъективное содержание, которое он же подчеркнул в человеческом сознании.  Сам Шеллинг не понял, что радикально расходится с Фихте. На это указал Гегель.
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг
Родился в семье пастора, сам намеревался быть пастором. Учился в Тюбингенском теологическом институте, на одном курсе с Гегелем. Гегель был старше его на пять лет, но Шеллинг был авторитетом для Гегеля. Под воздействием Французской революции проникается идеей вольнодумства, вместе с Гегелем сажают Дерево Свободы.