РЕКЛАМА
Трансцендентальная аналитика Канта
 
 
В мышлении понятиями относится к другим представлениям. Мышление в понятиях дискурсивно, оно - не созерцание. Отношение понятия к другим понятиям, нет прямого выхода к предмету познания. Кант: все функции рассудка можно найти, если показать единство мышления. Различает, так же как в чувственном созерцании, форму и содержание.
Форма - можно выделить четыре группы функций мышления и четыре группы категорий.
Каждая категория - чистый априорный синтез, представленный в самой общей форме. Синтезирование, подведение под одно представление - бессознательный акт, спонтанная сила воображения. Единство чистому синтезу придает понятие, категория. Понятие связано всегда с суждением. Посредством понятий человек судит. Другого применения понятий нет. А рассудок - не что иное, как способность составлять суждения.
Классические функции и категории. Таблица категорий.
Выделяются четыре группы функций мышления и четыре группы категорий.
1
2  3
4
 
Таблица функций
 
1) количество суждений
общие
частные
единичные
 
2) качество суждений
утвердительные (предикат принадлежит субъекту)
отрицательные
бесконечные (вводит новую категорию)
В отрицательных суждениях частица «не» относится не к связке, а к предикату. Слон есть не растение. Выделяет, чтобы триада получилась.
 
3) отношения
категорические - безусловные, утверждают наличие свойства (объекта). Киты - млекопитающие.
гипотетические - условные, выражают мысль о возможности приписания субъекту предиката
разделительные - из перечня предикатов один принадлежит данному субъекту. Студенты - либо девушки, либо юноши.
 
4) модальность
проблематические
ассерторические
аподиктические
Проблематические - предположительные, предполагают о приписывании предиката субъекту.
Ассерторические - без дальнейших пояснений. Стол желтый.
Аподиктические - указывают необходимый характер присущности предиката субъекту.
 
Этим четырем группам функций соответствуют четыре группы категорий.
1) категории количества
единство
множественность
целокупность
 
2) категории качества
реальность
отрицание
ограничение
 
3) категории отношения
присущность и самостоятельное существование (акциденции и субстанции)
причинность и зависимость (причина и действие)
общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся воздействию)
 
4) категории модальности
возможность - невозможность
существование - несуществование
необходимость - случайность
 
В каждой группе триадический принцип. Кант подчеркивает триадичность принципа. Третья категория возникает всегда из соединения первых двух. Целокупность - множество, которое мыслится как единство. Синтез первых двух. Первые два - противоположение.
Ограниченность - реальность, связанная с отрицанием.
Общение - причинное взаимодействие самостоятельных сущностей.
Необходимость - возможность, содержащая в себе существование.
 
Кант закладывает традицию триадического оформления системы категорий. Традиция будет развиваться до Гегеля включительно (Фихте, Шеллинг).
Кант подчеркивает, что на первый взгляд третья категория - продукт первых двух. Но нет, она имеет самостоятельную значимость. Целокупность не следует из понятий единства или множественности. Возникает, только когда синтез. Не всякое единство в сочетании с множественностью дает целокупность. Число - целокупность. Но бесконечное число не получается (не знает Кантора).
 
Самая трудная задача - трансцендентальная дедукция категорий. Задача показать и объяснить, как категории априори могут относится к предметам, как формируются вещи относительно к объектам нашего познания.
Главная задача трансцендентальной аналитики - показать, как возможно естествознание вообще как наука. Вырыл пропасть между миром вещей в себе и миром феноменов.
 
Надо обосновать априорность этих категорий.
На уровне чувственного опыта совокупность феноменов, данная в чувственном опыте, не обладает единством, это всего лишь набор феноменов. Связь в ощущениях никак не дается, феномены не связаны между собой. Категории - функции рассудка, а не чувственного восприятия. Откуда эта способность рассудка? Это способность продуктивного, спонтанного воображения.
Все предметы связаны между собой, а мы связываем предметы. Они вытсупают в качестве объектов, целостностей. Таким образом, деятельность рассудка - синтетическая, это связывание, деятельность по подведению многообразия под одно понятие. Категориальный синтез обладает достоинствами необходимости и всеобщности. Соединение двух характеристик - синтетический характер, достоинства необходимости и всеобщности. Поэтому априорные категории рассудочной деятельности.
Поэтому категории, будучи априорными, даны до всякого опыта и имеют субъективный исток своего существования. Кант усматривает источник единства, которое реализуется в синтезе категорий, в субъекте. Указывает, что имеется факт единства сознания субъекта, выраженный в декартовском cogito (я мыслю).
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Кант категории рассудка
Наряду с рассудком есть понятие способности суждения. Рассудок - способность устанавливать правила, по которым подводится многообразие представлений под возможность суждения. Способность суждения - способность различать, подчиняется что-либо данному правилу или нет. Есть люди, не обладающие способностью к суждению
Кант научное познание
Первый утверждает принцип экстенсивности (категории количества). Второй утверждает принцип интенсивности (степени). Третий - основоположение о постоянстве субстанциальной и временной последовательности по закону причинности о одновременного взаимодействия. Четвертый - принципы возможности, действительности и необходимости.
Кант активность рассудка
На первом уровне рассудок спонтанно, бессознательно, через продуктивное воображение создает совокупность объектов в феноменальном мире, задает законы этим объектам, созидает мир явлений как упорядоченный мир (этот уровень до Канта никто не замечал).