Учение Гегеля о понятии
 
 
Третий раздел логики Гегеля - учение о понятии.
Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу - учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности. Это непосредственное изучение сущности (двойная генеалогия) и вытекающее из синтеза учение о бытии и сущности.
Понятие - единство бытия и сущности. Поскольку понятие - единство, то и бытие, и сущность выступают в понятии как несамостоятельные моменты понятия. Понятие есть тотальность, «подлинная тотальность и сущая для себя субстанциальная мощь».
Гегель достигает нескольких целей:
 
1) подтверждает свою приверженность объективному идеализму в противовес материализму. Понятие, а не предмет - истинно первое. Вещи есть то, что они есть, благодаря открывающемуся в вещах понятию. Первична не вещь, а понятие. В нашем религиозном сознании мы выражаем это тем, что Бог сотворил мир из ничего. Полнота божественных мыслей и предначертаний.
 
2) противопоставляет свою гносеологическую позицию эмпирицизму. «Ошибочно думать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений», а затем идет абстрагирование. Понятие есть первое. Эмпирицистская позиция: есть опыт, результатом чувственного восприятия является представление о вещах, затем абстрагирование, затем понятие как результат познавательной деятельности. Для Гегеля это неприемлемо. Понятие - истинно первое, вещи потом порождаются через божественное творение, потом опыт и все остальное.
 
3) противопоставляет свою позицию абстрактно-рассудочной точке зрения (метафизике). Подчеркивает конкретность понятий. Понятие - истинно всеобщее, а истинно всеобщее - то, что содержит момент всеобщего, момент особенного и момент единичного. Антидиалектическое мышление берет всеобщее как противоположное единичному. Гегель: понятие есть результат восхождения от абстрактного к конкретному. Само понятие всегда конкретно как единство абстрактных моментов, которые были пройдены Абсолютной Идеей. Это позволяет характеризовать  гегелевскую философию как «реалистическую философию». Единство многообразия - конкретное, а не абстрактное. Чем более конкретно понятие, тем более реально его содержание. Этим завершает третий раздел логики. Понятие - конкретный синтез всех достижений.
 
Трактовка понятия Гегелем отличается от рассудочной трактовки понятия. Триада - три раздела:
1) Субъективное понятие
2) Объект
3) Идея.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель о субъективном понятии
В первом разделе развивается учение о субъективном понятии. Три вопроса - понятие как таковое, суждение, умозаключение. Внимание Гегеля сосредотачивается на том, что является содержанием формальной логики. Единство всеобщности, особенности и единичности. Это дает возможность перейти к учению о суждении.
Онтология Гегеля
Первый раздел соответствует учению о бытии, второй - учению о сущности, третий - преодоление внешности и непосредственности, в которые понятие было погружено, когда рассматривалось как объект (в химизме).
Философия природы Гегеля
Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис - опосредованная идея, познание. Первая цель познания - стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность - осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную