Мегарской школы (г. Мегары) в конце V – начале IV вв. до н.э.). Ее виднейшие представители – Левкипп и Демокрит – создали Атомистическое учение, получившее развитие в работах последователей – Эпикура и Лукреция (Тит Лукреций Кар). В противоположность милетцам полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом (от греч. atomos - неделимый). Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Ссылаясь на своего учителя Левкиппа, он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Если процесс деления не ограничен, тогда любой кусочек тела (вещества) должен состоять из бесконечного числа частей. Но тогда никакой кусочек вещества не смог бы образоваться, потому что для соединения бесконечного множества частиц необходимо бесконечно много времени, т.е. вечность, а значит, это невозможно никогда».
 
Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом.  Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой (фигурой, внешним видом).
Действительно, атом обладает всеми этими свойствами:
1) имеет  атомный вес;
2) имеет размер (радиус внешней орбиты электронов);
3) атомы выглядят очень по-разному, особенно при взаимодействии с другими веществами, т.е. в соединениях.
 
По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Эпикур же приписал движению атомов еще одно свойство – спонтанность. Оно означает, что атомы не просто движутся беспорядочно, но совершают самопроизвольные отклонения от прямолинейного движения, и если бы атомы не отклонялись, то все в природе «разлеглось бы слоями» и движение прекратилось бы. А мы видим обратное. Атом может двигаться самопроизвольно, может совершать скачки, а не двигаться прямолинейно. Эпикур обосновал свободу воли человека (если у атомов есть скачки то, что говорить о человеке, который состоит из огромного числа атомов). Человек - хозяин своей судьбы.
Демокрит утверждал, нет ничего случайного; все закономерно, поскольку это следствие. Случайностью мы называем то, что не можем объяснить. Эпикур говорит, что здесь не согласен с Демокритом. Любое событие это лишь следствие, следовательно, от нас ничего не зависит, а человек обладает свободой воли. Эпикур: ничего не должно быть через меру. Удовольствие может приносить беду (пища, вино слишком - это плохо). Болезнь - беда  избегает излишеств и недостатков. «Не делай добра и зла, не стремись к богатству - избегай бедности».
Современная физика ушла далеко вперед. В концепции современного естествознания атом рассматривается как электромагнитная система, состоящая из квантов!
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Он был ярым противником Афинской демократии. Выборной демократической системой Афин был простой жребий, а потому практически любой афинянин мог легко стать правителем.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – афинянин, ученик и последователь Сократа, пытавшийся проявлять себя в т.ч. и как государственный деятель (государство Платона), основатель Платоновской академии, которая просуществовала почти 1000 лет. В отличие от Сократа, Платон оказался очень «плодовит» и написал множество трудов, основной формой которых были диалоги.
Бог становится главным кубиком в фундаменте мировоззрения в Средневековье, поэтому именно о боге, о его сущности и деятельности рассуждают философы. В V веке наиболее известным философом-теологом, внесшим огромный вклад в формирование христианского учения, был Августин Блаженный (настоящее имя – Аврелий), который позднее был признан одним их четырех Отцов церкви. По гражданству Аврелий был римлян, его отец – известный и уважаемый патриций, а мать – христианка.