Учение Николая Кузанского
 
 
Николай Кузанский (1401 - 1464)
Родился в Южной Германии, в местечке Куза. Не отличался знатностью рода. Учился в университете. Увлекался математикой и астрономией. Стал священником. Когда папой стал Николай V, папа возвел его в кардинальский сан. Затем, когда папой стал его близкий друг, стал вторым человеком после папы.
 
Содержание произведений - философско-теологическое.
Враг схоластики и сторонник гуманистического направления.
Тяготел к мистике. В центре внимания - проблема «Бог - мир». Опирался на традицию, идущую от Плотина, Экхарта, Иоанна Скота Эриугены. Развивает апофатическую теологию.
Главное произведение - «О ученом незнании».
Тяготел к понятию Абсолюта. Бог = Абсолют, «Не-иное», то, что охватывает все, иного для него нет.
«Не-иное» -- полнота актуализации всех возможностей. Одновременно Бог как Абсолют есть совпадение максимума и минимума.
Апофатическая традиция сочетается с диалектикой. Бог равен максимуму, потому что больше Бога ничего нет. Равен минимуму, потому что не может быть меньше того, что он есть.
Принцип совпадения противоположностей.
Увлекается математикой, использует геометрические образы.
Прямая на поверхности шара - кривая линия. Чем больше диаметр шара, чем ближе он к бесконечности, тем более кривая превращается в прямую. Противоположности совпадают. Принцип очень важен. Бог совпадает со всем. Пантеистическая тенденция. Бог и универсум - одно и то же. Не пантеизм в чистом виде. Не мог быть пантеистом - все-таки кардинал. Различение Бога и мира по двум направлениям: мир есть не сам Абсолют, а его развертывание. В Абсолюте все в свернутом виде. Диалектическая идея. Идея развития - позже.
Различение понятий бесконечного и беспредельного. Мир не является бесконечным, бесконечен только Бог как вся полнота актуализации потенций. Намечается различие понятий актуальной и потенциальной бесконечности. Бог - актуальная бесконечность, а мир - беспредельность развертывания как потенциальная бесконечность.
Диалектически подходит к проблеме антропологической, к проблеме человека. Религиозные представления о фигуре Христа - Богочеловека и понятие человека. Николай Кузанский реализует ту же процедуру перенесения на человека божественных атрибутов. Человек совершенен как человечество, совокупность всех живших индивидов и тех, кто родится впоследствии. В свернутом виде вся полнота - в Иисусе Христе.
Ценность человечества равнозначна фигуре Христа. Это гуманизм.
 
Теоретико-познавательные взгляды.
Диалектический подход: различаются четыре уровня познавательных способностей человека
 чувственное познание
 способность к воображению
 уровень рассудка
 уровень разума
 
Критерий различения уровней рассудка и разума: разум - способность интуитивно ухватывать единство противоположностей; рассудок этой способностью не обладает. У Джордано Бруно - еще более дробная градация ступеней (+ интеллект).
Более непосредственно диалектическая идея: познание трактуется как процесс познавательный, развернутый, развертывание способностей. К истине человеческий разум, рассудок, чувственное познание и способность к воображению приближаются так же, как к кругу приближается многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон (Энгельс использует тот же образ).
 
Философия Николая Кузанского оказывается влиятельной очень недолгое время, в том числе в Германии. В 17 веке Декарт, Лейбниц опираются иногда на него. Гегель не упоминает. Шеллинг опирается на него. Работы переизданы в конце 19 века.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Философия Фичино
Фичино сближает философию с религией - «ученая религия», «благочестивая философия». «Естественная» или «всеобщая религия». Перекликается с тенденцией, которая была в 18 веке (Просвещения) - идея рациональной, разумной религии (Англия, Франция).
Близок к Фичино. Сильна пантеистическая тенденция с большим уклоном в натурализм. Переосмысливает «естественную магию» -- она должна отражать направленность познания человека на скрытые причины. Ориентация на научное познание природы. Идея креационизма разделяется. Природу пытается трактовать как согласованный раздор (диалектически).
Помпонацци утверждает, что: 1) Священное Писание - набор притч, в которых излагаются определенные моральные требования для человека. Они не могут быть основой для объяснения мира. Это - задача философии. Религия и философия разводятся.