Учение о бытии: Парменид, Зенон.
 
Элейская школа. г. Элея, греческая колония на о. Сицилия. Элеаты были предшественниками и родоначальниками идеалистической философии. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский – создали учение о бытии. Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. «Природа» - его труд. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного.  Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами:
бытие единственно;
бытие однородно (гомогенно);
бытие безгранично;
бытие вечно;
бытие неподвижно.
Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др.
Ученик Парменида – Зенон Элейский – сформулировал 36 апорий (в переводе с греч. означает «затруднение»), подтверждающих свойства бытия в учении Парменида. Наиболее известными среди них являются «апории о движении»:
«Ахилл и черепаха». Если черепаха из пункта А в пункт Б выйдет раньше Ахилла, то Ахилл ее никогда не догонит. Догоняя черепаху, он будет каждый раз преодолевать какое-то расстояние за определенное время, но в это же время черепаха будет выдвигаться дальше. Значит, в каждый момент времени она все равно будет впереди, и расстояние между ними непреодолимо.
«Стрела летящая». Так, если в каждый момент времени летящая стрела занимает место, равное своей длине, то значит, она покоится. Из суммы состояний покоя нельзя получить движение, следовательно, движения не существует. 
Таким образом, истинно, достоверно только то, что может быть помыслено, а не то, что проявляется в настоящем.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Он был ярым противником Афинской демократии. Выборной демократической системой Афин был простой жребий, а потому практически любой афинянин мог легко стать правителем.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – афинянин, ученик и последователь Сократа, пытавшийся проявлять себя в т.ч. и как государственный деятель (государство Платона), основатель Платоновской академии, которая просуществовала почти 1000 лет. В отличие от Сократа, Платон оказался очень «плодовит» и написал множество трудов, основной формой которых были диалоги.
Бог становится главным кубиком в фундаменте мировоззрения в Средневековье, поэтому именно о боге, о его сущности и деятельности рассуждают философы. В V веке наиболее известным философом-теологом, внесшим огромный вклад в формирование христианского учения, был Августин Блаженный (настоящее имя – Аврелий), который позднее был признан одним их четырех Отцов церкви. По гражданству Аврелий был римлян, его отец – известный и уважаемый патриций, а мать – христианка.