РЕКЛАМА
Учение Жана Кальвина
 
 
Жан Кальвин (1509 - 1564)
Женева. В 1545 году - фактический диктатор Женевы, до этого в свет выходят его «Наставления». Августин Блаженный противопоставляет вневременное бытие Бога и временное бытие тварных вещей. Бог решил, кому быть спасенным, а кому суждена гибель, от человека это не зависит. Эти идеи подхватывает Кальвин.
Суровый фатализм, должен вести к квиетизму. Но у Кальвина он парадоксальным образом сочетается с безудержной активностью человека. Никто, кроме Бога, не знает, к чему предназначен человек. Как вести себя? Ответ: надо все силы прилагать к тому, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности. Если удачлив, то все в порядке. Если нет - предназначен к погибели. Освящение индивидуализма, эгоизма и ориентации на успех.
Если неудачнику сам Бог предопределил быть неспасенным, для Бога это не человек. Как удачливый человек будет к таким относиться? Как к нелюдям, как к скоту, без оглядки на последствия для окружающих. Идея избранности. За счет эксплуатации труда неудачников живут удачливые. Происходит освящение эксплуатации.
Протестантизм сыграл большую роль в становлении капиталистического порядка.
Освящение ужасов первоначального накопления капитала.
Протестантизм охватывает своим влиянием не только Германию, но Женеву и Францию. Религиозные войны во Франции, гугенотов вышвырнули из страны. В Англии, Германии тоже шли войны. Влияние кальвинистов в Англии.
В западноевропейском обществе происходит раскол. Начиная со Средних веков и в эпоху Возрождения основная масса населения была религиозной.
Несмотря на все успехи Реформации, католическая церковь начинает Контрреформацию. Испания, Италия - оплот католицизма В 1542 году учреждается центральный инквизиционный трибунал, который очень жестко подходит к поддерживающим инакомыслие. В 1559 году учреждается Индекс запрещенных книг.
Актуализируются процессы мировоззренческой рефлексии и создаются условия для активной метамировоззренческой рефлексии, то есть философской жизни.
Надо делать выбор и обосновывать его. Так же, как при становлении философии, это противоречие мировоззренческих ориентаций заостряет философские проблемы. Философия освобождается от всеобъемлющего диктата религии. Противостояние двух конфессии ожесточает сторонников религиозных взглядов. В итоге протестанты сжигают больше, чем католики. Везде костры инквизиции.
Наука.
Религиозный фактор сыграл большую роль в начальные периоды становления нововременной философии. Наука более значительна в плане перспективы.
Научная картина мира формируется в противостоянии с религиозной: противостояние протестантов и католиков и противостояние научной и религиозной картин мира.
Это создает еще одну нишу для философствования. Противостояние религии и науки актуализирует проблемы «вера - знание» и «Бог - мир».
Специфика науки Нового времени - она механистична. Отсюда проблема свободы человека. Для религиозного мировоззрения свобода - проявление воюнтаризма воли. Для научной картины мира Нового времени: механистическая картина мира не может быть не фаталистической. Понятие инерции (пассивности) приобретает очень большое значение. Если законы механики действуют, все определяется этими законами. Наиболее ярко выражено Лапласом (19 век). О какой свободе может идти речь?
Буржуазные революции шли под лозунгами свободы, равенства и братства. Проблема свободы - одна из сложнейших в философии Нового времени.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Выразил ироническую оценку знатоков литературы - «пересказчики». Его учитель - «наставник их наставников» - опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.
Поляк, выдающийся астроном вообще, а не только эпохи Возрождения. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».
Как и Леонардо, подчеркивает значимость опыта как гаранта близости знания природе. Более всего чтит стоиков и развивает их материалистическую тенденцию.
Признает божественное творение мира, но утверждает, что природа не нуждается в опеке со стороны Бога и действует по законам, которые создал Бог. Это ведет к деизму (две истины).