Учения о стихиях
 
Рождению античной философии предшествовал переход от родового общества к гражданскому обществу. Произошли коренные изменения, люди переходят от потребления к производству; также наблюдается переход от качевного образа жизни к оседлому, возникают города (с начало как крепости) где развиваются торговля и ремёсла. В городах совместно живут люди из разных родов. В связи с этим требуется новый порядок общественного устройства построенного не на родственных узах. Требуется новая идеология  - философия которая представляет собой теоретически осмысленную, упорядоченную систему.
 
В античную эпоху люди ещё себя от природы не отделяли, ну и тем более не противопоставляли. Поэтому центром внимания античной философии  является природа. Человек был подобием космоса (космос – греч. kosmos – вселенная, мир в целом, мир как целое, мир в котором живёт человек, мировой порядок) и всё что находили в космосе, находили и в человеке.
 
Ионическая Милетская школа (учение о стихиях) натурфилософия.
 
В любом курсе по истории философии первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса. Бертран Рассел в работе «История Западной философии» утверждал: «Вся философия начинается с Фалеса». Действительно, Фалес сказал: «Все есть вода», – и с этого момента в научной жизни Древнего мира начался поиск первоосновы мироздания, причем поиск не в области фантастики, а в реальной действительности. Фалес был уроженцем Милета (северо-западе Греции). В силу этого первую философскую школу называют милетской школой. Помимо Фалеса Милетского к этой школе относятся его ученики и коллеги: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит Эфесский (г. Эфес). Все представители этой школы занимались поиском первоосновы мира. Можно сказать, что натурфилософия больше тяготеет к материализму (исторически предшествовавшему идеализму), поскольку философы искали первооснову в элементах реальности, в природной среде.
 
Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфеский (г.Эфес) - выработали учение о стихиях (греч. стойхейон – простейший), назвали 4 природные стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь и полагали, что комбинация этих стихий и дает нам все многообразие действительности. Многообразие сводится к 4 элементам, но единство обусловлено тем, что одна из них является первой (материей-основой). Т.о., первая стихия (т.е. материя) является родоначальницей остальных 3-х.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Мегарской школы (г. Мегары) в конце V – начале IV вв. до н.э.). Ее виднейшие представители – Левкипп и Демокрит – создали Атомистическое учение, получившее развитие в работах последователей – Эпикура и Лукреция (Тит Лукреций Кар). В противоположность милетцам полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом (от греч. atomos - неделимый).
Элейская школа. г. Элея, греческая колония на о. Сицилия. Элеаты были предшественниками и родоначальниками идеалистической философии. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский – создали учение о бытии.
Еще одна знаменитая загадка – квадратура круга. Пифагорейцы долго пытались выразить площадь круга через площади квадратов, вписанных в круг, но у них так ничего и не вышло из-за иррациональности числа Пи.
Кроме того, пифагорейцы открыли арифметическую и геометрическую последовательности чисел (прогрессии), определили понятия гармонии, симметрии (линейной и лучевой)