РЕКЛАМА
 
Зачем философия медицине?
 
Философия, изучая мир, создает предельно-общее, системное знание этого мира. Специфика философии еще и в том, что она изучает не только принципы существования мира как такового, но и значение этого мира для человека. Значение, которое зафиксировано в человеческих ценностях, в том, что становится главным или второстепенным, значимым или несущественным для человека, и начинает определять стратегию его жизни. Она формирует ядро мировоззрения. Те убеждения и представления, благодаря которым человек может познавать, действовать, знать и понимать. Короче говоря, она осуществляет метамировоззренческую рефлексию.
Переосмысляя то, что мы знаем, мы изменяем понимание этого. Таким образом, нам предоставляется шанс изменить свою деятельность. Но что такое знание? Знание – это элементы осознания действительности, значение которых человек понимает и может передать другому. Значимым оно становится, в силу его широкого распространения, и в силу его жизненной необходимости. Например, жизненным важным знанием выступает исторически определенное знание в отношении «человек - природа».  Это неудивительно, потому что первое, с чем сталкивается человек, едва появляясь на свет, это природная среда обитания. Конечно, он сталкивается с людьми, с их представлениями, традицией, но он еще слишком мал, чтобы понять, что это такое, чтобы оценить это. Но зато он прекрасно ориентируется, когда речь заходит о тепле, еде.
Знание долгий исторический период времени являлось конгломератом разрозненных, обособленных, единичных знаний не отчужденных от самого процесса конкретного труда, причем знаний элементарнейших, отражающих сущность через лежащие на поверхности явления. Это некоторое конкретное знание. По своему назначению конкретное знание необходимо отражает свойства объективной реальности, существенные для непосредственной деятельности, истинность которых проверена опытом поколений. В этом смысле мы, имеем право, употреблять термин «Знание». Это знание ставило перед собой задачу решения узких практических проблем. Его специфика заключается в том, что оно – суть продукт анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности при наличии подобного знания базировалось на нем лишь частично, но в основном на приобретении навыках деятельности (собственно опыте).
Параллельно с подобного рода знанием, слитым воедино с опытом конкретной деятельности, существует знание качественно от него отличное. Это знание о сложных процессах, отличающихся многогранностью, постоянством изменений и непостоянством взаимодействия. Это абстрактное знание. Абстрактное знание, элиминировав частное, и сводит однопорядковые ситуации к абстрактному человеческому опыту – как всеобщему. У этого знания есть одна особенность, в нем потенциально заложены возможности воспроизводства некоторых ситуаций, структур через деятельность в них и для них. Лишь, будучи реализованным в деятельности, это знание (назовем его нормативным), претерпев метаморфозу, наполняется конкретным содержанием. Абстрактное знание это знание, в котором однопорядковые ситуации сведены к конструктивным предписаниям или системе принципов. В этих предписаниях или системе принципов потенциально заложено воспроизводство структур деятельности.
 
Итак, знание бывает либо продуктом анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущности предметов и процессов природы, либо в нем отражаются некоторые принципы, которые, реализуясь в конкретной деятельности, наполняются содержанием. В первом случае мы имеем дело с конкретным знанием в рамках  какой-либо практической деятельности, например, медицинской. Во втором, с абстрактным знанием, которое дает нам возможность предсказывать течение событий, на основе знания принципов, закономерностей этого явления или результаты практической деятельности на основе знания принципов, на которых эта деятельность строится.
На лекциях по истории медицины Вы определяли медицину как систему научных знаний и практической деятельности, целями которой является сохранение и развитие здоровья. «Для выполнения этих задач медицина изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии; факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного и отрицательного влияние на состояние здоровья людей; собственно болезни человека (их причины, механизмы возникновения и развития, признаки), а также возможности использования различных физических, химических, биологических факторов и технических устройств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний»
О закономерностях развития практической деятельности мы будем говорить позже. Сегодня нам надо понять, что есть знание, какая его структура, как оно изменяло своё содержание на протяжении 2000 лет. Речь, конечно пойдет о системе научного медицинского знания.
От ремесла к искусству и от искусства к науке. Такой путь продела медицина. Будучи ремеслом, медицина не имела выделенную систему принципов. Особенность этого периода заключается в том, что в ней было собраны продукты анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности при наличии подобного знания базировалось на нем лишь частично, но в основном на приобретении навыках деятельности (собственно опыте). Овладеть таким знанием мог человек приближенный к носителю знания.
Будучи искусством, медицина имела выделенные принципы, но не все владели способностью, которая приравнивалась к божественному дару пользоваться этой системой правильно. Что это за дар? Сегодня его называют – методология деятельности, культура мышления.
И вот медицина стала наукой. Для осуществления научной деятельности ей необходимо, чтобы познание велось грамотными людьми, способными критически относиться к известному знанию. Что нужно для этого? Знать не только результат познание – знание, но и технологию его получения. Трудность заключается в том, что инструментарием этого получения не всегда являются материальные предметы: пробирки, приборы, но зачастую представления людей, принципы или правила классификации фактов, рассмотрения предмета исследования, критерии, благодаря которым что-то определяют в качестве факта, а что-то таковым не считается.
 
Итак, в медицине, как и в науке, есть уровни: теоретический и эмпирический, есть правила работы на этих уровнях, есть закономерности развития системы знания, отношения между различными уровнями познания и т.д.
Философия в данном случае способствует развитию культуры мышления человека, который осуществляет познавательную деятельность.
Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает необходимость применения системного подхода для понимания патологии человека. Однако, практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний – биологический подход. Научное изучение  врачом психосоматических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, который включает методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических  процессов на различных уровнях.
Трудность заключается в том, что для осуществления такой работы необходимо выработать общую терминологию, единую оценку результатов различных наук, не говоря об общих принципах познания сложноорганизованного объекта – человек.
Таким образом, встает проблема интеграции различного научного знания и повышения уровня культуры мышления специалиста в связи с необходимостью его работы в условиях междисциплинарного синтеза.
 
Упражнения в философии способствуют не только общекультурному развитию врача, но и помогают формированию его высокого профессионального уровня. Именно потому, что философия является ареной ассоциативной гибкости ума, его способности видеть объект, включенным в сеть многообразных связей и отношений.
Философская культура врача это противоядие от любых форм духовного тоталитаризма имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме мышления на уровне понятий.
Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества формирование основы клинического мышления, системного мышления.
Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения  вопросов медицинской теории и практики.
Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку  помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни. Каким образом? Благодаря выбору оснований для классификаций событий, которые происходят с объектом. И ещё. Благодаря формированию навыка диалектического мышления у субъекта деятельности – врача, который рассматривает взаимовлияние внешних и внутренних условий существования объекта. Тем самым она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.
Всё это способствует формированию и развитию культуры мышления врача.